суббота, 12 ноября 2011 г.

После обучения...

Вчера вернулась с курсов из Москвы расстроенная до невозможности: зря потраченная неделя для меня - не просто расточительство, а страшная потеря... Вопросы,с которыми приехала,остались.. Конечно, в предпоследний день мы с моим заместителем нагло прогуляли занятия и сели сами все придумали, поскольку поняли, что никто нам не собирается на наши вопросы отвечать, потому что сами не знают.
Чему я училась? В рамках ФЦПРО есть такой проект - создание общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования. Я вообще с воодушевлением встретила этот проект, потому что аналогичное мероприятие было в федеральном проекте "Информатизация системы образования", там готовили региональные стратегические команды - в год по 2 человека от региона в Центре изучения образовательной политики Академии социальных и экономических наук при Правительстве РФ. Этот проект готовил настоящих спецов в области стратегического управления на уровне региональной политики. Например, Игорь Реморенко - выпускник ЦИОПа-1. И таких выпускников только в нашем институте было подготовлено 7 человек. Это настоящие звезды, крутые специалисты. Вопрос уже к региональным политикам, почему эти спецы не используются как ресурс развития региона. За эти годы они поразъехались, трое - в Москве, в Высшей школе экономики. Один - в бизнесе. А краю не пригодились... У нас в институте их осталось 3 человека, но это действительно опора и двигатель развития, и мы их используем на полную катушку)))
И когда появилась перспектива аналогичного проекта, я очень обрадовалась. В Москву нас собрали по 2 человека от региона тех, кто будет готовить потом этот самый кадровый ресурс своего и еще не менее, чем 4-х других регионов. И что же нам рассказывали? 2 дня - лекции о госполитике по 40 минут понемножку про все: законопроект, стандарты, оценка качества и пр. Я поозиралась недоуменно, но, с другой стороны, не все тут из ИПК и министерств, кто-то, может, чего не знает. Беглый опрос в потом в группе показал, что таких 2 человека из 16 - если это считать фокус-группой, то примерно 12,5 % слушателей получили новую для себя информацию, для остальных - это среда обитания, в которой мы действуем, и 2 дня потрачены зря. В следующие 3 дня нам обещали бегло показать основные темы программы, по которой мы будем готовить ведущих консультантов, и технологии их реализации. Это оказались темы: "Постановка целей и планирование их достижения", "Принятие решений. Решение проблем". В качестве инновационных технологий предлагались кейс-стади, дискуссия, аквариум и мозговой штурм. Без комментариев.
В итоге вопросы о статусе, направлениях деятельности сферах применения, программах обучения и пр ведущих консультантов остался открытым. Когда приехад М.В. Дулинов на закрытие и попросил дать обратную связь, мы дали))) На что он сказал мне, что мне можно было на эти курсы не приезжать и прислать кого попроще... Раз уж мы такие самодостаточные... Но я думаю, что если бы нас учили такие специалисты, как, например, Владислав Иванович, то мы бы заткнули свою самодостаточность подальше, и прорастали бы со всем букетом мучительных болезней роста, как миленькие))))
Короче говоря, вот теперь моя главная головная боль - как и чему учить ведущих консультантов, как  определить их статус и как сделать их действительно играющей элитой образования. Хочется, чтобы все-таки это проект выстрелил! Потенциал огромный! Мы все на самом деле придумали с Татьяной Сергеевной (первый проректор, выпускница ЦИОПа-3), но хочется обсудить с умными людьми...

5 комментариев:

  1. Спасибо за подробный комментарий, Алла Гннадьевна! И недели, конечно, безумно жалко, но и за державу обидно... Ведь есть, есть сегодня профессионалльные консультанты... А вот учат на всяких курсах чему попало... Бессвязно... Нецелостно... И ведь на каком уровне и статусе... Обидно... Рынок образовательных услуг... Поневоле Высшую школу при ЦК КПСС вспомнишь:-)) Там конкурсы и торги из обучения на аутсорсинге не имитировали.

    ОтветитьУдалить
  2. Соглашусь с Владиславом Ивановичем : "вкусив" риторику лекторов и преподавателей Высшей партийной школы, трудно воспринимать иных сегодняшних, есть чему учиться и что помнить. Что касается самодостаточности, я ее теряю сегодня при постановке задачи : работа с молодежным кадровым резервом.Как и чему учить молодых- в этом еще можно разобраться, а самое главное, как удержать или привлечь их в нашу ,отрасль,?

    ОтветитьУдалить
  3. Думаю, Любовь Леонидовна, что все надо начинать с самих себя... Мы же образователи... Мы всю эту сегодняшнюю бодягу в социуме если не порождаем, то массово воспроизводим, это точно. Ленин запустил машинку марсистских кружков, в которх представление об "обобществленном труде" ("коллективно распределенной деятельности" как у Маркса) было подменено тезисом "общественного труда" (переводчик сплоховал:=)) Отсюда и понеслось... "Общественное выше личного"... Обманка, которая в итоге и привела к нынешним тягостным последствиям... Как корабль назовешь, туда он и поплывет...

    ОтветитьУдалить
  4. ВТОРАЯ ПРОИЗВОДНАЯ http://www.novayagazeta.ru/society/49608.html?utm_medium=twitter&utm_source=twitterfeed

    Что с этим делать?

    — Уменьшить количество, но улучшить качество подготовки, — сказал министр. Реструктуризация и оптимизация — теперь так называется сокращение и слияние — педвузов идет уже давно. Из 100 педвузов в стране осталось 58. Но получается, что и их много? Правда, министр утверждает, что не было ни одного кавалерийского наскока, реструктуризация идет взвешенно. Но, как говорят ректоры, — непонятно, кого и когда закроют и по каким основаниям.


    Вообще-то чехарда с педвузами не прекращается никогда. И как говорит профессор Людмила Редько, ректор Ставропольского государственного педагогического института, ни начала, ни финала, ни реальных результатов оптимизации не видно. Половина профильных вузов уже реструктурирована, зато педагогов стали готовить и медицинские, и строительные, и технические вузы. Научного анализа ситуации нет.

    Многие педвузы исторически выделились из классических университетов. Потом многие из них выросли и сами стали классическими или гуманитарными университетами. Профессор Игорь Носков, ректор Самарского государственного университета, убежден, что управленческая мысль топчется на месте. Вместо определения миссии, постановки целей перед образованием на 10—20 лет вперед — новая волна слияний-поглощений. Пединституты присоединить к университетам, потом туда же влить институты повышения квалификации учителей…


    Академик Алексей Семенов, ректор московского Института открытого образования, даже вспомнил «разделенные обкомы и совмещенные санузлы».

    Конечно, если исходить только из экономической составляющей и политической конъюнктуры, можно говорить, что подготовка одного школьного учителя стоит слишком дорого — это если взять все средства, которые тратятся на студентов педвузов, и переделить их на тех, кто реально пришел работать в школу. В целом по стране, как сказал Фурсенко, это 15% от всех подготовленных по педагогическим специальностям.


    Но образование, полученное молодежью, — это не впустую потраченные средства. Это человеческий капитал страны. А то, что у нас сейчас мест в вузах столько же, сколько выпускников школ, — это наш небывалый шанс — реальное всеобщее высшее образование, которое скажется на развитии страны.

    ОтветитьУдалить
  5. Да не скажется на развитии страны такое тотальное высшее образование. Такое - не скажется. Проходной балл в Дальневосточны государственный гуманитарный университет на педагогические специальности - ниже тройки по ЕГЭ. Если школьники массово не делают домашнюю работу, откуда возьмутся студенты, способные к самообразованию. Если списывание, подсказки, шпаргалки, плагиат и прочее - норма студенческой жизни. Может, и правда, не нужно всем высшее образование?

    ОтветитьУдалить